Костя (yudinkostik) wrote,
Костя
yudinkostik

про Вермеера после выставки...

надо сказать, если рассматривать в идейной плоскости, Вермеер мне представляется эдаким "живописным Кантом"... в том смысле, что он еще задолго до Канта воплотил весьма наглядно "религию в пределах одного только разума"... пожалуй, ни один художник (даже Леонардо) не дает с такой силой почувствовать таинственное божественное начало через свое искусство, и Вермеер достигает этого в максимально узком круге тем и максимально экономными средствами, не прибегая к религиозным сюжетам... какова бы ни была символика его работ, можно воспринимать это как чистую живопись, безо всякого вербального смысла, и именно в чистой живописности Вермеер реализует принцип искусства как "Славы Божьей" - здесь он подлинный символист, потому что его работы воплощают два мира в одной стихии - стихии цвето- и свето-формы... абсолютно земные вещи обретают инобытие посредством озарения в самом материальном смысле этого слова... и именно на этой территории - просвечивания быта творческой энергией - Вермеер силен по-настоящему... а вот когда ему нужно было написать эту несчастную "аллегорию Веры" - задание партии и правительства - свет померк, и картина вышла даже в некотором роде идиотической...

еще про Вермеера у меня давно мысли, что он писал не как прочие в его время... они писали как люди своего времени, а он писал как человек будущего - едва ли не нач. XX века... если посмотреть манеру всех, кого он синтезировал - всех этих Метсю, Терборхов, де Хохов, де Витте, Стенов, Фабрициусов (обожаю, кстати) и проч. - разница видна невооруженым взглядом... Вермеер был плоть от плоти, но совсем из другого теста - он мимикрировал, настолько удачно, что его не раскусили, но он инопланетянин среди своих современников...
Tags: мнение, свое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments