Костя (yudinkostik) wrote,
Костя
yudinkostik

Category:
сообразил вдруг, откуда в гравюре Фиренса набран нижний ряд монстров... там целая группа, которая перенесена полностью из композиции со св. Антонием, неизвестного авторства и датируемой широко - первой половиной XVI в.

Известно однако, что из этой композиции Питер Гюйс черпал монстриков для своего Христофора (Винтертур), а также в гюйсообразной картине, которую я показывал в пред. посте о Гюйсе, тоже использованы два монстра из этой композиции.

Получается, что в гравюре Фиренса средний регистр - из Гюйса, задний план похож на гравюру Гюйса, а нижний регистр - петушиный монстр из гюйсообразной работы, а набор из четырех монстров + архитектурный элемент - из композиции, которую Гюйс пользовал неоднократно в качестве источника (не только для Христофора, но и для Антониев (из KHM и 1577г.) он пользовал, например, наклонившуюся тетеньку в воде).

Очень похоже на то, что автором композиции для гравюры Фиренса был все-таки сам Гюйс. Конечно, может быть, что кто-то (напр., Фиренс) был поклонником Гюйса и хорошо знал не только его работы, но и принципы его композиций, и действовал в точности "по Гюйсу", но это как-то слишком сложно. Более простое предположение - что таким комбинатором является именно Гюйс. Тем более, что он был гравером, а не только живописцем, и самых разных гравюр у него множество. Вообще говоря, на гравюре Фиренса надпись "Petr. Firens excud.", т.е. он издал, а вот "инвентором" вполне мог быть Гюйс.

Упомяну еще, что флаг с изображением топора имеется на рисунке о св. Мартином из Ашмолеанского музея, и там он на горе, заимствованной из Христофора Гюйса, и аналогичный флаг, только с изображением паука имеется в "Пейзаже Инферно" из Прадо.

Таким образом, намечается целый комплекс работ Гюйса, связанных между собой массой общих элементов.
На иллюстрациях:

1) гравюра Фиренса
2) сравнение монстров нижнего регистра гравюры с композицией неизв. художника первой половины XVI в. (Антоний)
3) сравнение монстров из "Христофора" Гюйса (Винтертур) с той же композицией
4) композиция со св. Антонием неизв. худ. полностью
5) петушиный монстр в сравнении с предполагаемой работой Гюйса (см. пред. пост)

Firens_Pierre_1580_1638



Firens_Pierre_1580_1638_1



0000111639


Из этой анонимной композиции Гюйс заимствовал и дерево на пригорке, на которое лезет человечек (на заднем плане) - все для того же Христофора из Винтертура... есть аналогичная композиция, где совмещены Христофор и Антоний, и там этот человечек помещено в "зону Христофора", таким образом, Гюйс заимствовал строго по сюжету.
0000111639



Tags: pieter huys, Антоний, искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments